Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Парадокс агитатора

В интернете я наткнулся на ролик – представляющий собой часть эфира РенТв, – в котором речь идет о чрезвычайном коварстве протестантов и их кознях против Православия.

Звучит тревожная музыка, и суровый взволнованный голос за кадром рассказывает о зловещем Западе, который хочет погубить Православие, и о его агентах – протестантах. Прежде всего, украинских, но от них мостик перекидывается и к российским, чтобы показать зрителю внутреннего врага.

Есть ряд особенностей ролика, которые я, как православный верующий, нахожу неприемлемыми. Духовное и политическое лежат в разных плоскостях, переводить политический конфликт в религиозную плоскость недопустимо.

Текущий конфликт не является конфессиональным столкновением между православными и протестантами, он не является ни «священным», ни «крестовым походом» ни с той, ни с другой стороны.

Позиция Русской Православной Церкви была ясно обозначена Патриархом еще в апреле прошлого года:

«Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует».

Православная Церковь несет служение на обеих сторонах; как сказал человек, находящийся в самой горячей зоне конфликта, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан, «Священник должен помнить о своей пастырской ответственности. Должен сам себе задать вопрос: если я стану на эту сторону баррикад, что мне говорить людям, которые будут на другой стороне, которые ко мне относятся как к пастырю? Не потеряю ли я при этом право пастырского окормления людей, которые находятся с другой стороны? Священник должен удалять себя от этого соблазна».

Церковь ищет примирения враждующих и не занимается политической агитацией ни на той, ни на другой стороне; пытаться представить конфликт как конфессиональный – значит пытаться навязать Церкви роль, от которой она ясно отказалась.

Среди тех, кто – по убеждению или по принуждению – сражается на стороне киевских властей, есть православные; среди тех, кто поддерживает республики, есть протестанты. Трагическое разделение гражданской войны проходит внутри конфессий – как нередко внутри общин и внутри семей – а не между конфессиями.

Действительно, среди украинских протестантов многие поддались обольщению майдана и теперь поддерживают «АТО». Когда христианин в условиях гражданского конфликта становится на одну из сторон, вместо того, чтобы быть миротворцем – это всегда духовная катастрофа. Но эту катастрофу нельзя назвать специфически протестантской – увы, эмоциональная буря, сопровождающая гражданскую смуту, уносит людей самых разных религиозных – или нерелигиозных – воззрений.

Это правда, что пастор Мохненко помогал сиротам. Это правда (увы!), что он впал в самое жалкое политиканство и сменил пиджак проповедника на колпак политического агитатора. Но его контакты с пятидесятническим епископом Сергеем Ряховским, членом общественной палаты, относятся к периоду, когда он еще был христианским благотворителем, и ставить в упрек Сергею Васильевичу нынешнее поведение Мохненко было бы странно.

Ну, и общий тон ролика – про страшных протестантов, либералов и вообще коварный Запад, ищущий погубить Православие, выдает низкое мнение авторов об умственных способностях зрителей.

Комментаторы в сети усматривают тут подготовку к гонениям на протестантов. Я не уверен, что это подготовка и вообще часть какого-то плана; пропаганда сторон в текущем конфликте – это очень часто довольно дикорастущий продукт, демонстрация преданности своему племени через ненависть к чужому, боевые пляски, во время которых каждый старается подпрыгнуть повыше и крикнуть попронзительнее.

Пропагандисты едва ли ставят себе какие-то продуманные цели; они просто восклицают: «Посмотрите, какие мы преданные и верные члены племени! Как мы ненавидим его врагов!» Это желание показать свою преданность может не только не отражать никаких обдуманных планов, но и оборачиваться к явному вреду для интересов государства.

Так возникает парадокс агитатора, который можно было бы назвать парадоксом патриота вообще – люди так стараются выказать преданность своей стороне конфликта, что в итоге вредят ей. Рациональной целью пропаганды было бы ободрить людей лояльных, привлечь колеблющихся, снизить накал решимости врагов.

В реальности пропаганда часто подрывает лояльность сторонников, отталкивает колеблющихся и усиливает врагов.

Этот парадокс можно наблюдать и на Украине, и в России. С точки зрения интересов украинского государства было бы важно обеспечить лояльность крупнейшей религиозной общины страны – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Однако патриотические агитаторы всячески поливают ее грязью, обвиняют в работе на противника и вообще изо всех сил пытаются уверить аудиторию, что быть лояльным украинцем и членом УПЦ невозможно – делая все от них зависящее, чтобы оттолкнуть потенциально лояльных им людей.

То же самое делает РенТв: абсолютное большинство российских протестантов – вполне лояльные граждане, которые ничуть не ищут конфронтации с властями, а их лидеры наставляют паству словами Писания: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч. 24:21).

Какой государственный смысл может быть в том, чтобы нападать на этих людей и создавать у них впечатление, что их в любом случае будут воспринимать как агентов неприятеля? Если вы боитесь, что протестанты станут закваской предполагаемого российского Майдана, зачем помогать этому, искусственно настраивая их против властей – ведь телевизионные нападки и клевета будут восприниматься именно как политика власти?

Попытка перевести политический конфликт в религиозную сферу неприемлема ни с религиозной, ни с нравственной, ни даже с прагматической позиции. Это нечестивое, аморальное и вредное дело. Лучше его не продолжать.


Комментарии (0)


Добавление комментариев закрыто.